Стать аналитиком: что читать, как выбрать курсы и где найти работу без опыта - 3 совета для новичков

автор
Стать аналитиком: что читать, как выбрать курсы и где найти работу без опыта - 3 совета для новичков

Продолжая отвечать на вопрос «Как стать аналитиком?», сегодня мы рассмотрим, что за книги читать, куда пойти учиться, какие курсы выбрать, чем полезно самостоятельное обучение и где найти работу без опыта: практические советы будущим и начинающим бизнес-аналитикам, системным и продуктовым, а также веб- и аналитикам данных.

Каждому аналитику – свой путь

О том, что аналитики бывают разные и каждый из них работает с определенным кругом задач и специальных инструментов, мы уже рассказывали здесь и здесь. Вкратце повторим: чтобы понять, каким аналитиком вы хотите стать, задайте себе вопрос, что именно вы хотите анализировать: данные, бизнес или программные продукты, работать с продуктовыми метриками, строить воронки продаж, искать закономерности в данных, улучшать производственные процессы или интерфейсы взаимодействия информационных систем. Сопоставив свои склонности с анализируемым предметом и используемым для этого инструментарием с помощью этой простой схемы, вы поймете, что хотите стать, например, бизнес-аналитиком или желаете развиваться в области аналитики данных.

курсы для бизнес-аналитиков, обучение бизнес-аналитиков, обучение ИТ-аналитиков, обучение системных аналитиков, курсы по системному анализу, кто такой аналитик данных, чем продуктовый аналитик отличается от бизнес-аналитика
Какие бывают аналитики и чем они занимаются: как выбрать свой путь

Что читать и где учиться?

После того, как вы определились с профилем, можно строить пошаговый план вхождения в профессию. Однако, чтобы выбрать подходящие курсы по аналитике данных, системному или бизнес-анализу, нужно сперва попробовать самостоятельно понять интересующую специализацию. Для этого начните с материалов, которых полно в открытом доступе: бесплатные курсы, статьи и видео. В частности, у нас в блоге много обучающих статей по бизнес-анализу для новичков, а также открытые тесты по различным прикладным вопросам. Из классиков советую книги «Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе» (Майкл Хаммер и Джеймс Чампи, 2007 г.), «Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании» (Джонс Дэниел Т., Вумек Джеймс П., 2020 г.). Также в обязательном must-read списке для начинающих системных и бизнес-аналитиков «Разработка требований к программному обеспечению» (Карл И. Вигерс, Джой Битти, 2016 г.) и более краткий вариант от российского автора «Требования для программного обеспечения: рекомендации по сбору и документированию» (Илья Корнипаев, 2014 г.). А вот профессиональное руководство по бизнес-анализу BABOK®Guide не очень подойдет новичкам, т.к. рассчитано на читателей с опытом практической работы.

По аналитике данных и матстатистике очень хвалят бесплатный вводный курс Анатолия Карпова на платформе Stepik. Также стоит попробовать бесплатный курс по основам Python и анализа данных от Яндекс.Практикум, чтобы понять, какие задачи решает аналитик данных.

Для начинающих веб-аналитиков рекомендую прежде всего освоить инструментарий Google Analytics, Google Search Console и Яндекс.Метрики. Для продуктовых аналитиков пригодится курс по BI-аналитике на платформе Coursera, а также книги «Разработка ценностных предложений. Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители» (Остервальдер Александр, Пинье Ив, 2020 г.), «Маршрут построен! Применение карт путешествия потребителя для повышения продаж и лояльности» (Балахнин Илья, 2019 г.) и «Как создать продукт, который купят. Метод Lean Customer Development» (Альварес Синди, 2019 г.).

Самостоятельно изучив основы, двигаться дальше можно с опытным наставником в рамках платных курсов. Платить стоит только за то обучение, которое будет по-настоящему полезным и оперативно окупится быстрым выходом на работу. Поэтому, выбирая курсы бизнес-анализа или, например, продуктовой аналитике, внимательно посмотрите программу: чему вас собираются учить и насколько это сегодня востребовано на рынке. Для этого изучите требования к кандидатам на сайтах с вакансиями (HeadHunter, SuperJob, Мой Круг и т.д.). Также для этого подойдут популярные сегодня телеграмм-каналы. К примеру, в TG-чате «Работа ищет аналитиков» можно не только посмотреть требования к вакансиям от прямых работодателей и HR’ов, но и получить ответ на вопрос по системному и бизнес-анализу, продуктовой и веб-аналитике, а также аналитике данных.

Также рекомендую вступить в профессиональный чат аналитиков, где можно проконсультироваться с коллегами, обсудить рабочую задачу и даже просто поболтать. Такие сообщества по интересам отлично держат в контексте и помогают обмениваться опытом с коллегами из других городов и стран.

Зачем нужны платные курсы, если все есть онлайн и бесплатно?

О том, как выбрать курс онлайн-обучения, я написала отдельную статью. Чтобы не повторять ее здесь, подчеркну, что самостоятельное погружение в профессию аналитика для изучения основ не лучше и не хуже специализированных курсов, просто эти 2 способа обучения в корне отличаются друг от друга характером и режимом. Интерактивный курс, когда вы не просто читаете материал, выполняете задания и смотрите видео, а непосредственно взаимодействуете с преподавателем/инструктором/тренером вживую или онлайн, предполагает быстрое освоение темы за счет интенсивного погружения в нее и внешнего воздействия. Четкий график занятий и заплаченные за курс деньги стимулируют слушателя дойти до конца, а не бросить обучение из-за напряженного графика повседневной жизни и/или сложностей в понимании материала.

Самостоятельный режим обучения на открытых курсах дает больше свободы в организации учебы, но требует высокого уровня дисциплины и времени, что не всегда имеется в нужном количестве у взрослых и даже очень мотивированных людей. Кроме того, возможность задать вопрос и быстро получить подробный ответ от опытного наставника порой помогает понять неочевидные тонкости изучаемой темы и усвоить материал лучше, чем сотни статей и видео-лекций. А практические примеры и кейсы, которыми преподаватель поделится с вами, сэкономят время и силы при решении подобных задач в реальной жизни.

Я успешно закончил курсы и что дальше: как найти работу аналитиком без опыта

Наконец, самый животрепещущий вопрос всех молодых специалистов и недавних выпускников ВУЗов или образовательных онлайн-программ от различных учебных центров: как найти работу без опыта? Действительно, многие учебные центры в описании своих курсов обещают трудоустроить слушателей еще во время учебы. Они включают в обучение некоторые тестовые задания и типовые кейсы от работодателей, могут организовать собеседование, «ярмарку вакансий» или встречу с кандидатами по типу «быстрых свиданий» (speed-dating).

Однако, не следует возлагать слишком большие надежды на такие мероприятия: вам могут не подойти или не понравиться эти предложения. Поэтому, как обычно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих, ищите работу самостоятельно: на сайтах с вакансиями, в TG-каналах, спрашивайте у знакомых. На первый период подойдет даже практика и/или стажировка с минимальной оплатой. Однако, не стоит задерживаться на позиции стажера дольше пары месяцев, за которые вы поймете основы практической работы. Уважайте свой труд: он должен оплачиваться соразмерно той пользе, которую вы, как аналитик, приносите бизнесу.

Также имеет смысл поискать возможности приобретения практического опыта в качестве аналитика на текущем месте работы. Например, если вы давно трудитесь в качестве штатного сотрудника или руководителя и знаете особенности своей предметной области, можно предложить варианты оптимизации процессов или структур, чтобы комплексно или частично улучшить продукт или организацию деятельности. Попробуйте лучше понять своих покупателей, точно сегментировав целевую аудиторию с помощью Google Analytics, составьте корпоративную карту создания потоков ценности для устранения неэффективных циклов в бизнес-процессах, поищите закономерности в накопившихся массивах данных или найдите другие полезные для бизнеса инсайты. Этот способ приобретения практических навыков особенно актуален для так называемых «свитчеров» – состоявшихся специалистов, которые планируют перейти в аналитики, но не хотят уходить в новое место на минимальную зарплату junior’а со своего привычного уровня.

Для начинающих бизнес-аналитиков и руководителей Школа прикладного бизнес-анализа нашего лицензированного учебного центра обучения и повышения квалификации приготовила есть специальный курс «Основы бизнес-анализа для начинающих», на котором вы узнаете все, что нужно для успешного начала профессиональной деятельности.

 

Комментировать