От junior’а до senior’а и 5 уровней модели компетенций от IIBA: грейды в бизнес-анализе

автор
От junior’а до senior’а и 5 уровней модели компетенций от IIBA: грейды в бизнес-анализе

Для каждой специализации в ИТ, от разработчика до администратора баз данных, характерно деление на грейды: junior (новичок), middle (специалист) и senior (опытный профессионал). В бизнес-анализе эта шкала также активно используется. Сегодня рассмотрим, чем middle отличается от junior’а, как ему стать senior’ом и почему международный институт бизнес-анализа IIBA®, под эгидой которого выходит BABOK®Guide, предлагает свои уровни модели компетенций бизнес-аналитика.

Все по BABOK®Guide: IIBA-модель компетенций бизнес-аналитика

Руководство к своду знаний по бизнес-анализу, BABOK®Guide, не случайно является основой российского профстандарта «Бизнес-аналитик», утвержденного Минтруда РФ в 2018 году, о чем я рассказывала здесь. В BABOK не только дано определение деятельности бизнес-аналитика, описаны 30 задач из 6 областей знаний и 50 техник для их решения, но и приведены базовые компетенции, необходимые для этой работы. Чтобы улучшить понимание этих знаний, умений и навыков, дополнительно к BABOK международный институт бизнес-анализа IIBA выпускает документ под названием «Business Analysis Competency Model». Впервые эта модель профессиональных компетенций бизнес-аналитика вышла в 2008 году, а в 2017 выпущена 4-я версия документа, актуальная на сегодняшний день. Эта редакция коррелирует на актуальной сегодня 3-ей версии BABOK®Guide и системой сертификации бизнес-аналитиков (ECBA, CCBA, CBAP) по этому своду знаний. Также в 4-ой версии модели компетенций IIBA введена новая пятибалльная шкала для обозначения профессиональных уровней по котором описаны знания, умения и навыки специалиста. Изложенные в Business Analysis Competency Model материалы предназначены для следующих категорий пользователей:

  • бизнес-аналитик, который хочет оценить свой уровень компетенций и понять, куда двигаться дальше, составить план профессионального развития;
  • руководитель команды бизнес-аналитиков и/или направления бизнес-анализа, которому нужно оценить компетентность коллег и помочь им в плане профессионального роста;
  • HR-менеджер, который занимается поиском и отбором кандидатов на должность бизнес-аналитика, а также помогает сотрудникам двигаться по карьерной лестнице.

Для этих целей в IIBA-модели компетенций бизнес-аналитика предусмотрены следующие 5 профессиональных уровней:

  1. Общая осведомленность (General Awareness) – обладает базовыми знаниями, пониманием основ бизнес-анализа и основными навыками;
  2. Практические знания (Practical Knowledge) – может решать поставленные задачи, но нуждается в правилах и рекомендациях по их выполнению, понимает важность клевых компетенций;
  3. Квалифицированный (Skilled) – успешно выполняет простые задачи, самостоятельно определяя необходимые для этого действия и адаптируя к ним руководящие правила;
  4. Эксперт (Expert) – решает любые проблемы и/или находит новые бизнес-возможности, выявляет способы принести пользу любому, направляет и наставляет коллег, чтобы помочь им достичь лучших результатов, обладает экспертизой в решении бизнес-задач и руководящими компетенциями, имеет широкий профессиональный кругозор и представление о ситуациях из смежных сфер.
  5. Стратег (Strategist) – генерирует инновационные решения, которые помогают продвинуть бизнес-анализ как дисциплину или профессию, помогает расширить существующие концепции и практики.

Разумеется, каждая следующая ступенька этой лестницы профессиональных компетенций предполагает наличие знаний, умений и навыков, определенных на всех предыдущих уровнях. Например, продвинутый эксперт с новаторским мышлением и лидерскими качествами может стать стратегом и т.д.

карьера бизнес-аналитика, профессиональные уровни бизнес-аналитика, бизнес-аналитик уровни IIBA компетентностная модель
Профессиональные уровни модели компетенций бизнес-аналитика от IIBA

Примечательно, что, в отличие от широко распространенной в большинстве компаний линейки грейдов (junior, middle, senior), модель компетенций IIBA не содержит прямых указаний на количество лет практической работы и конкретные технологии. Однако, для каждой из 6 областей знаний, описанных в BABOK®Guide, Business Analysis Competency Model приводит, какими возможностями обладает специалист отмеченных 5 уровней и уточняет особенности применения техник, рекомендуемых BABOK для решения задач бизнес-анализа. При этом в документе не приводится диапазон оценок по владению базовыми компетенциями для каждого из предлагаемых уровней, поскольку они могут отличаться для каждой компании.

Поэтому для практического применения изложенных в Business Analysis Competency Model можно оценить профессиональный уровень отдельного бизнес-аналитика, поставив оценки по каждой из 29 базовых компетенций, отмеченных в BABOK. Чтобы оценки отражали объективный уровень, необходимо разработать шкалу с учетом специфики компании, например, с привязкой к используемым методологиям, фреймворкам и нотациям бизнес-моделирования. Наглядно отобразить полученные результаты поможет лепестковая диаграмма. Также это графическое представление поможет определить векторы профессионального развития, чтобы результаты оценки компетенций отдельного специалиста стремились к сбалансированному виду, напоминая круглое колесо без перекосов. А диаметр этого колеса будет расширяться по мере продвижения по лестнице грейдов.

авторизованные курсы IIBA россия, компетенции бизнес-аналитика, как оценить профессионализм бизнес-аналитика
Модель компетенций бизнес-аналитика от международного института бизнес-анализа IIBA

На практике идеи, изложенные в модели компетенций IIBA, реализованы в более сокращенном виде. В частности, в российских и международных компаниях чаще всего используется не 5-уровневая линейкка грейдов, а 3-х уровневая: junior (новичок), middle (специалист) и senior (опытный профессионал). Чем они отличаются и как происходит переход по ступенькам этой лестницы, рассмотрим далее.

Junior, middle, senior: грейды бизнес-аналитика

Для большинства российских компаний характерна следующая линейка грейдов и требования к кандидатам на должность бизнес-аналитика:

  • Junior (начинающий) – знает основные понятия бизнес-анализа, умеет описывать бизнес-процессы и системы в формальных нотациях моделирования (BPMN, EPC, UML, IDEF), может сформулировать требования к ПО в виде Use Case или User Story, а также оформить их в спецификации и ТЗ. Способен решать четко поставленные задачи под руководством более опытных коллег. Фокусирует внимание на правильном применении инструментария. Из-за отсутствия «насмотренности» в бизнесе и практического опыта пока не видит полной картины, например, каким образом изменение одного бизнес-процесса отразится на других. Этот грейд аналогичен 1-2 уровню модели компетенций IIBA и, возможно, сертификации ECBA по BABOK®Guide.
  • Middle (специалист) – самостоятельно решает задачи, выбирая наиболее подходящие для них методы и средства. Благодаря практическому опыту может предложить несколько вариантов решения бизнес-проблемы и аргументированно обосновать достоинства, недостатки и итоговую ценность каждой альтернативы. Способен эффективно взаимодействовать со стейкхолдерами, видит и понимает процессы, показатели, а также требования к продукту в перспективе бизнес-контекста. Этот грейд аналогичен 3 уровню модели компетенций IIBA и сертификации CCBA по BABOK®Guide.
  • Senior (опытный профессионал) – умеет не только быстро решать поставленные задачи наиболее эффективным способом, но и самостоятельно ставит задачи коллегам, ищет возможности улучшения и развивает уровень аналитической культуры в компании, выступая в качестве наставника и руководителя проектов по бизнес-анализу. Опыт и знания позволяют говорить с бизнес-стейкхолдерами на одном языке, декомпозируя большую проблему на связанные задачи. Способен организовать свою собственную работу и деятельность коллег-аналитиков – в этом случае уходит в управление и превращается в руководителя (Lead). Этот грейд аналогичен 4-5 уровню модели компетенций IIBA и сертификации CBAP по BABOK®Guide.

Говорят, каждый человек может стать профессионалом с нуля, посвятив изучению и практике 10 тысяч часов, что наберется примерно за три часа ежедневных занятий или 40-часовой трудовой недели на протяжении 5 лет. Эмпирическое правило 10 000 часов характерно для любой области деятельности, от музыки и спорта до разработки ПО. Бизнес-анализ – не исключение. Получается, примерно за 5 лет упорной работы любой junior сможет стать senior’ом или lead’ом, в совершенстве освоив не только hard skills, но и гибкие навыки, необходимые для работы в бизнес-анализе. Про некоторые из них я писала в этой статье.

В действительности путь от junior’а до middle-специалиста занимает 1-2 года, а расстояние от middle’а до senior’а – 2-3 года. В консалтинге с большим потоком разнообразных проектов и интенсивным погружением в работу под руководством опытного наставника это движение по карьерной лестнице может быть чуть быстрее. Но в целом такие цифры характерны для большинства компаний. Подробнее о профессиональном росте и перспективах развития карьеры бизнес-аналитика я расскажу в следующий раз.

Если вы впервые задумались о карьере бизнес-аналитика и ищите подходящие курсы, обратите внимание на программу «Основы бизнес-анализа: вход в профессию для начинающих» – в рамках недельного интенсива вы узнаете все, что нужно для успешного старта практической работы на позиции junior’а.

А для профессионального развития опытных специалистов пригодятся авторизованные курсы по BABOK®Guide, где вы сможете детально освоить содержание этого руководства к профессиональному своду знаний по бизнес-анализу, подготовиться к сдаче сертификационного экзамена IIBA на уровни CBAP, CCAB, ECBA и получить необходимые часы профессионального развития. До встречи на занятиях Школы прикладного бизнес-анализа в нашем лицензированном центре обучения и повышения квалификации системных и бизнес-аналитиков в Москве:

 

 

Комментировать