Сегодня поговорим про процессный подход к управлению: что это такое, чем отличается от функционального и проектного, а также почему все системы менеджмента качества считают его своим ключевым принципом. Читайте далее, что такое бизнес-процесс, каковы его основные характеристики, какие бывают бизнес-процессы в каждой организации и зачем руководителю понимать основы процессного управления.
Что такое бизнес-процесс и чем он характеризуется
Начнем с определения: бизнес-процесс (БП) – это логически завершенный набор взаимосвязанных действий по преобразованию входов в выходы, удовлетворяющие потребителя. Примечательно, что термин «бизнес-процесс» относится не только к предпринимательской деятельности, а является устоявшимся понятием, обозначающим работу по предоставлению результатов, ценных для потребителя. Это означает, что деятельность любого предприятия, в т.ч. даже непосредственно не связанного с прямым получением прибыли, например, государственное образование или медицина, может быть описана как система бизнес-процессов. Впрочем, бизнес-процессы характеризуют не только корпоративную работу, но и имеют место в повседневной жизни каждого человека. Самый просто пример – приготовление пищи, когда из продуктов на выходе создается блюдо, готовое к употреблению.
В идеале каждый бизнес-процесс должен быть построен так, чтобы создавать результаты, удовлетворяющие заранее заданным условиям, генерировать ценность для потребителя или увеличивать полезность конечного продукта, исключая любые необязательные/лишние действия и сокращая затраты времени и ресурсов.
Основы бизнес-анализа: вход в профессию для начинающих
Код курса
INTRO
Ближайшая дата курса
2 июня, 2025
Продолжительность
24 ак.часов
Стоимость обучения
54 000 руб.
Любой бизнес-процесс описывается следующими характеристиками [1]:
- Вход – материальные или информационные объекты, которые потребляются при выполнении и/или в рамках этого преобразуются в результат.
- Выход – продукт или услуга, которые соответствуют заранее определенным условиям и удовлетворяют ожидания потребителя. В качестве потребителя может выступать как человек, так и другой процесс или программно-аппаратное обеспечение, например, микросервис или целая информационная система.
- Управление – воздействие, которое влияет на порядок и ход выполнения процесса, например, эксплуатационная документация, регламенты, инструкции, рецепты, указания, приказы, решения руководства, и пр.
- Ресурсы – объекты (информация, оборудование, инфраструктура, персонал, инструменты, программно-аппаратное обеспечение), необходимые для выполнения процесса. В отличие от входов, ресурсы не преобразуются в результат, но участвуют в его создании.
- Показатели – количественные или качественные индикаторы, которые описывают характер выполнения процесса и/или его результаты, отражая степень достижения цели. Например, время выполнения, стоимость (себестоимость), процент ошибок, конверсия, средний чек и т.д. Подробнее о видах показателей, способах их определения и расчета мы поговорим в следующей статье.
- Владелец – лицо, ответственное за результат процесса, заинтересованное в нем, а также обладающее ресурсами и полномочиями для его выполнения. Владелец процесса может делегировать выполнение работы исполнителям – субподрядчикам, которые будут выполняет определенные действия. Однако контроль качества и распределение ресурсов остается за владельцем. На практике владелец бизнес-процесса может сам являться его исполнителем.
Методы описания бизнес-процессов (IDEF, DFD, BPMN, EPC, UML)
Код курса
MODP
Ближайшая дата курса
21 июля, 2025
Продолжительность
10 ак.часов
Стоимость обучения
22 000 руб.
Ниже на рисунке показан пример некоторых характеристик бизнес-процесса без привязки к определенной нотации моделирования.
Какие бывают бизнес-процессы
Как мы недавно упоминали на примере разбора областей деятельности и задач руководства BABOK®Guide, все многообразие корпоративных бизнес-процессов можно разделить на 3 категории [2]:
- Управляющие, например, стратегический менеджмент;
- Основные или операционные, которые являются главной деятельностью, создавая ключевой продукт или услугу, которые поставляются потребителю и приносят доход, такие как производство, проектирование, разработка ПО, продажи, обучение, лечение и пр.;
- Обеспечивающие или поддерживающие, которые помогают выполнять основную деятельность, обслуживая предприятия (бухучет, HR-менеджмент, техническая поддержка и т.д.) или предоставляя для основных процессов нужные ресурсы.
На базе такого деления может быть описана корпоративная система бизнес-процессов, однако, в большинстве случаев для этого используются специальные подходы (фреймворки), такие как TOGAF, или типовые системы, например, стандарт СМК или шаблон ERP-провайдера, такого как SAP. Более подробно об этом читайте в нашей новой статье. А детально данный вопрос освещается в нашем специальном курсе «Моделирование корпоративной деятельности в системе Business Studio». В любом случае, любой подход к проектированию системы бизнес-процессов должен связывать их воедино, комплексно описывая всю деятельность предприятия. При этом выходы одного процесса могут быть входами, ресурсами или сигналами управления для другого.
Процессы, проекты и СМК
Поскольку процессный подход предполагает системное видение всей корпоративной деятельности, отметим его основные преимущества с управленческой точки зрения:
- повышенная интеграция разных функциональных областей друг с другом, повышение гибкости и скорости взаимодействия, а также сокращение итераций согласования. В частности, это решает одну из ключевых проблем функционального подхода к управлению, когда каждый сотрудник или структурное подразделение сосредоточено только на своих задачах, не видя общего результата. Такой функциональный подход характерен для крупных корпораций и берет свое начало из конвейеров на автомобильных заводах Генри Форда в 1900-хх годах [3].
- сочетание целевого управления с групповой организацией труда;
- усиление и понимание личной ответственности каждого сотрудника за общий результат;
- увеличение рентабельности бизнеса за счет устранения лишних операций;
- повышенное внимание вопросам обеспечения качества продукции и услуг.
Последний вывод подтверждает то, что 2 из 8 главных принципов любой системы менеджмента качества (СМК) связаны с бизнес-процессами [4]:
- желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом;
- систематичное выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы повышают результативность и эффективность предприятия, способствуя достижению его целей.
О том, как внедрить процессное управление на практическом примере, я рассказываю здесь.
Управление бизнес-анализом: курс для руководителей и ведущих аналитиков
Код курса
BAMP
Ближайшая дата курса
19 мая, 2025
Продолжительность
10 ак.часов
Стоимость обучения
22 000 руб.
Наконец, не случайно автоматизация отдельных областей деятельности путем разработки и внедрения информационных систем начинается с описания текущих и проектирования будущих бизнес-процессов с учетом предлагаемого решения. Как это описывается в руководстве по бизнес-анализу BABOK®Guide, мы рассмотрим в другой раз. А о том, как определить границы бизнес-процесса, читайте в нашей новой статье.
В заключение подчеркнем отличия процесса от проекта. В отличие от процесса, который носит систематический характер с периодическим повторением, проект – это уникальная деятельность по достижению определенного результата, жестко ограниченная во времени и других ресурсах (финансы, люди), а также требованиях к качеству и допустимому уровню риска. Наилучшим образом понятие проекта иллюстрирует так называемых «железный треугольник» его ограничений, где изменение одного из углов (параметров) непосредственно влияет на два остальных [1].
Как процессный подход позволит избежать 5 главных управленческих ошибок, читайте в нашей новой статье. А больше практических подробностей по процессному подходу к управлению вы узнаете вы узнаете на специализированных курсах Школы прикладного бизнес-анализа в нашем лицензированном учебном центре обучения и повышения квалификации аналитиков, менеджеров и ИТ-специалистов в Москве:
- Методы описания бизнес-процессов (IDEF, DFD, BPMN, EPC, UML)
- Основы бизнес-анализа: вход в профессию для начинающих
Источники
- Вичугова А.А. Информационные технологии: учебное пособие для ВУЗов. – Томск, 2012. – 105 с.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Бизнес-процесс
- https://port-u.ru/component/k2/1573-printsipy-organizatsii-proizvodstva-g-forda?Itemid=1473
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Система_менеджмента_качества