Продолжая разговор о личностных качествах и профессиональных компетенциях бизнес-аналитика, сегодня мы рассмотрим подробнее, как профессиональный свод знаний по бизнес-анализу, руководство BABOK, описывает ключевые знания и навыки современного аналитика для эффективного выполнения задач прикладного бизнес-анализа.
6 категорий базовых компетенций бизнес-аналитика по BABOK
Напомним, под базовыми компетенциями (Underlying Competencies) бизнес-аналитика BABOK подразумевает поведение, характеристики, знания и личностные качества, которые помогают выполнять задачи бизнес-анализа. В версии BABOK 3.0 они описаны в 9-ой главе и сгруппированы по следующим категориям:
- Аналитическое мышление и решение проблем (Analytical Thinking and Problem Solving), что включает
- Творческое мышление (Creative Thinking) для генерации новых идей и подходов, поиска альтернативных вариантов решения проблем и реализации возможностей.
- Принятие решений (Decision Making) – сбор и анализ информации о возможных решениях, сравнение альтернатив, поиск компромиссов и выбор варианта, наиболее выгодного для стейкхолдеров и предприятия в целом.
- Обучение (Learning) – способность быстро усваивать различные виды новой информации, изменять и адаптировать существующие знания к динамике развития окружающей среды.
- Решение проблем (Problem Solving) – определение проблемы и поиск ее корневых причин, разработка вариантов ее решения и выбор наилучшей альтернативы.
- Системное мышление (Systems Thinking) – взгляд на предприятие как на систему, из взаимосвязанных компонентов (люди, процессы, технологии и другие факторы), которые взаимодействуют друг с другом для достижения определенных результатов.
- Концептуальное мышление (Conceptual Thinking) для понимания связи между разрозненными элементами и поиска закономерностей с использованием опыта, знаний, творческих идей, интуиции и абстрактного мышления для генерации альтернатив, вариантов и новых идей.
- Визуальное мышление (Visual Thinking) — визуализация результатов анализа и предлагаемых решений в виде понятных и наглядных концепций, моделей, диаграмм, таблиц и прочих графических конструкций для сообщения стейкхолдерам.
Управление бизнес-анализом: курс для руководителей и ведущих аналитиков
Код курса
BAMP
Ближайшая дата курса
10 февраля, 2025
Продолжительность
8 ак.часов
Стоимость обучения
18 000 руб.
- Поведенческие характеристики (Behavioral Characteristics), которые позволяют бизнес-аналитику добиться доверия и уважения стейкхолдеров. В эту группу входят:
- Этика (Ethics), включая фокус на справедливости, внимательности и соответствии моральным нормам в отношениях со стейкхолдерами.
- Личная ответственность (Personal Accountability) – эффективное планирование работы по бизнес-анализу для достижения поставленных целей и задач, обеспечение качества поставляемых результатов ожиданиям и бизнес-потребностям, включая детальную проработку всех вопросов и дефектов для полного удовлетворения потребностей стейкхолдеров.
- Надежность (Trustworthiness) – доверие к аналитику со стороны стейкхолдеров и уверенность в том, что результаты его работы принесут пользу бизнесу.
- Организованность и тайм-менеджмент (Organization and Time Management) способность приоритизировать задачи и успешно выполнять их, а также эффективно распоряжаться временем.
- Адаптируемость (Adaptability) – способность быстро подстраиваться к изменениям рабочих условий, выбирая соответствующие техники, стили, методы и подходы, готовность взаимодействовать и выполнять задачи в соответствии с предпочтениями стейкхолдеров.
- Знание бизнеса (Business Knowledge) для успешной работы в предметной области, отрасли, конкретной организации, решения и методологии, что включает
- Понимание бизнеса (Business Acumen) – способность понимать потребности бизнеса, исходя из предыдущего опыта и знания фундаментальных бизнес-принципов и лучших практик
- Знание отрасли (Industry Knowledge) – понимание текущих тенденций, ситуации на рынке (расстановка сил, драйверы роста, поставщики, конкуренты, потребительские сегменты), ключевых процессов, услуг и продуктов, лучших практик, нормативно-правовых актов, а также прочих факторов, с которыми связана текущая и смежные отрасли.
- Знание организации (Organization Knowledge) — понимание структуры управления и бизнес-архитектуры предприятия, в т.ч. пути генерации прибыли, формальные и неформальные каналы коммуникации, а также внутренние политики, влияющие на принятие решений.
- Знание решения (Solution Knowledge) – понимание существующих структурных единиц, окружающих условий и технологий для определения наиболее эффективных способов реализации изменения от текущего состояния к будущему с целью удовлетворения бизнес-потребности.
- Знание методологий (Methodology Knowledge), которые определяют сроки, подходы, роли участников, приемлемый уровень риска и другие аспекты управления изменениями, что дает понимание контекста, зависимостей, возможностей и ограничений при разработке подхода к бизнес-анализу.
- Коммуникативные навыки (Communication Skills) для эффективного обмена информацией со стейкхолдерами, куда входят:
- Вербальная коммуникация (Verbal Communication) – произносимые слова и тон голоса для выражения информации бизнес-анализа, идей, понятий, фактов и мнений.
- Невербальная коммуникация (Non-Verbal Communication) – обмен сигналами в виде движений, поз, мимики, жестов, зрительного контакта и прочих проявления так называемого «языка тела».
- Письменная коммуникация (Written Communication) с использованием текста, символов, формальных и неформальных моделей, рисунков для сообщения и предоставления информации. Сюда входят широкий словарный запас, грамотность и знание терминов, понятных аудитории.
- Cлушание (Listening) – понимание слов в контексте сообщаемой информации, включая активное слушание в виде обобщения и повторения сказанного другими словами, чтобы удостовериться в единстве обсуждаемых понятий.
- Навыки взаимодействия (Interaction Skills) — умение бизнес-аналитика выстраивать продуктивные отношения, сотрудничать и общаться с разными людьми. Сюда входят:
- Модерирование или Фасилитация (Facilitation) – умение нейтрально вести групповую дискуссию так, чтобы каждый участник мог высказать свою точку зрения на обсуждаемую тему.
- Лидерство и влияние (Leadership and Influencing), чтобы мотивировать людей на совместную работу для достижения общих целей.
- Командная работа (Teamwork), чтобы продуктивно взаимодействовать со стейкхолдерами и членами команды, эффективно разрешая конфликты и увеличивая уровень доверия между людьми.
- Ведение переговоров и разрешение конфликтов (Negotiation and Conflict Resolution) — посредничество в обсуждениях между участниками, чтобы помочь им признать наличие разных точек зрения на обсуждаемый предмет, разрешить разногласия и прийти к выводам, с которыми согласны все стейкхолдеры.
- Обучение (Teaching) – побуждение стейкхолдеров к получению новых знаний и навыков, необходимых для более эффективного взаимодействия в рамках работ по бизнес-анализу. Например, объяснение смысла и основных приемов конкретных техник и подходов бизнес-анализа, чтобы стейкхолдеры понимали, зачем это нужно и имели ясную интерпретацию полученной информации.
- Инструменты и технологии (Tools and Technology) – методологические подходы и программные приложения для поддержки коммуникаций и взаимодействия, создания и поддержания требований, моделирования понятий, отслеживания проблем и повышения общей производительности труда. Сюда входят следующие инструменты и технологии:
- офисной продуктивности (Office Productivity Tools and Technology) – текстовые редакторы, электронные таблицы, средства создания презентаций, электронная почта и мессенджеры, системы взаимодействия и управления знаниями, а также прочее программное и аппаратное обеспечение для документирования и отслеживания информации и артефактов.
- бизнес-анализа (Business Analysis Tools and Technology) – методологии и программные средства для моделирования, документирования и управления результатами бизнес-анализа, таких как модели бизнес-процессов, диаграммы для разработки программного обеспечения, прототипы интерфейсов, требования, риски и пр.
- коммуникации (Communication Tools and Technology) — голосовая связь, мгновенные сообщения, онлайн-чаты, электронная почта, блоги, видеоконференции, электронные доски и календари, Wiki, онлайн средства для мозгового штурма, электронное голосование и принятие решений, системы совместного доступа к документам, средства обмена идеями и прочие коммуникационные инструменты для планирования и совместного выполнения задач.
Как IIBA® рекомендует оценивать профессиональный уровень бизнес-аналитика по этим компетенциям, читайте в нашей новой статье. Начать карьеру бизнес-аналитика вам поможет курс Школы прикладного бизнес-анализа в нашем лицензированном «Основы бизнес-анализа: вход в профессию для начинающих«, а освоить содержание BABOK®Guide на практических примерах вы сможете на курсах нашей Школы прикладного бизнес-анализа в лицензированном учебном центре обучения и повышения квалификации системных и бизнес-аналитиков в Москве:
- Лучшее из BABOK®Guide: ТОП-10 задач и техник для аналитика
- Управление бизнес-анализом — курс для руководителей