В этой статье разберем ответ на один из самых частых вопросов: как стать аналитиком, еще раз проведя грань между системным и бизнес-аналитиком, а также продуктовым аналитиком, аналитиком данных и веб-аналитиком. Читайте далее, почему из неудавшихся программистов получаются отличные системщики, насколько бизнес-аналитик должен быть общительным и зачем продуктовому аналитику сочетать творческое мышление с любовью к точным цифрам.
Каким аналитиком хотите стать: разбираемся со специализациями
Я часто слышу такие вопросы: как стать аналитиком, где пройти обучение, что почитать, какие курсы выбрать и т.д. Однако, прежде чем давать советы по обучению, нужно понять склонности и предпочтения человека, который хочет войти в профессию. Чтобы ваш путь в профессию аналитика был максимально эффективным, а реальность оправдала ожидания, задайте себе главный вопрос «Что я хочу анализировать?»:
- бизнес;
- информационные системы и программное обеспечение;
- данные;
- веб-трафик;
- показатели продукта;
- человеческие мысли и поведение (да, это про психоаналитика, но мы такому не обучаем)).
При том, что сегодня профессиональные стандарты Министерства труда РФ признают только бизнес-аналитика и системного аналитика, о чем мы писали здесь, на рынке вакансий постоянно требуются продуктовые аналитики, аналитики данных и веб-аналитики. Несмотря на единый корень в названии должности, это все совершенно разные специализации.
Например, продуктовый аналитик фокусируется на работе с продуктом: проектирует его функции и внешний вид, сравнивает с конкурентными аналогами, оценивает метрики пользовательского опыта и прочие продуктовые показатели с помощью специального инструментария (Google Analytics, CRM и пр.), а также предлагает меры по его развитию и улучшению. Таким образом, творческая сторона этой специализации вплотную сопряжена с измерением точных показателей, когда гипотезы подтверждаются или опровергаются беспристрастными цифрами.
Бизнес-аналитик работает с организационными структурами, процессами, корпоративными целями и показателями, а также прочими аспектами архитектуры предприятия, включая ИТ. В части последнего он приближается к системному аналитику, в зоне ответственности которого находится разработка требований к информационным или автоматизированным системам и программному обеспечению (ПО). Системный аналитик глубже погружен в технические особенности проектирования и внедрения ПО. Поэтому, к примеру, «бывшему» или неудавшемуся программисту, т.е. человеку с ИТ-образованием, который понимает основы разработки ПО и принципы интеграции информационных систем, гораздо проще стать системным аналитиком, чем тем, у кого отсутствует подобный бэкграунд.
Работа бизнес-аналитика является более комплексной и включает вопросы, напрямую не связанные с ИТ, например, оптимизация бизнес-процессов средствами Lean-подхода и создание стратегии трансформации от состояния «как есть» (as is) к «как должно быть» (as to be). Таким образом, бизнес-аналитик имеет дело не только с информационными системами и программным обеспечением. Этот специалист должен разбираться в особенностях организационных структур, управленческих подходах, стратегических целях, финансовых показателях и других компонентах архитектуры предприятия. Подробнее о том, чем бизнес-аналитик отличается от системного с точки зрения профессиональных стандартов Минтруда РФ, мы рассматривали в этой статье.
Основы бизнес-анализа: вход в профессию для начинающих
Код курса
INTRO
Ближайшая дата курса
13 января, 2025
Продолжительность
24 ак.часов
Стоимость обучения
54 000 руб.
Веб-аналитик занимается настройкой дэшбордов для оценки трафика, эффективности SEO-мероприятий и прочих показателей сайтов, строит воронку продаж, анализирует конверсию и особенности взаимодействия с клиентом, к примеру, с помощью Customer Journey Map, о которой мы рассказывали здесь, проводит A/B-тестирование и оценивает результаты нововведений.
Наконец, аналитик данных (Data Analyst) ищет закономерности и полезные бизнес-инсайты в данных о процессах, продуктах, потребителях и сотрудниках через дэшборды BI-систем, SQL-запросы к DWH и различным СУБД (в основном, реляционным и NoSQL). Еще к рабочему инструментарию аналитика данных относятся математическая статистика и программные средства реализации ее методов, такие как библиотеки Python, а также Apache Hive и другие SQL-on-Hadoop фреймворки. Таким образом, дата-аналитик плотно работает с технологиями, которые сегодня именуются модным buzzword’ом Big Data.
Таким образом, продуктовый, системный и веб-аналитик более четко сфокусированы на своей предметной специфике и обычно взаимодействуют с меньшим количеством стейкхолдеров, чем бизнес-аналитик. Поэтому в дополнение к ключевым компетенциям бизнес-аналитика, которые упомянуты в российском профстандарте и его международном оригинале BABOK®Guide, стоит обязательно отметить многозадачность и способность к быстрому переключению контекста, чтобы комплексно и разносторонне оценить ситуацию. При том, что большинство современных профессий предполагают Т-образную модель компетенций, наибольшая ширина кругозора (т.е. горизонтальная черта этой Т-модели) свойственна именно бизнес-аналитику, по сравнению с другими вышерассмотренными специализациями.
Итак, чтобы понять желаемый профиль и выбрать советующий путь профессионального развития, нужно сопоставить свои склонности с анализируемым предметом (данные, бизнес или программные системы) и используемым для этого инструментарием.
После того, как вы поняли, каким аналитиком хотите стать, можно двигаться по пути этого профиля и задавать следующие вопросы: что читать, где учиться и как найти работу без практического опыта. Об этом читайте в нашей следующей статье.
А для тех, кто хочет развиваться в сторону Business Analysis, Школа прикладного бизнес-анализа нашего лицензированного учебного центра обучения и повышения квалификации приготовила специальный курс «Основы бизнес-анализа для начинающих», на котором вы узнаете все, что нужно для успешного начала практической работы бизнес-аналитиком.