Как определить границы бизнес-процесса: 3 совета для начинающих аналитиков

автор
Как определить границы бизнес-процесса: 3 совета для начинающих аналитиков

Описать бизнес-процесс невозможно без определения его границ. Поэтому сегодня рассмотрим, что такое границы бизнес-процесса, зачем их определять и как это сделать максимально просто и эффективно. Рекомендации начинающим аналитикам, на что обратить внимание при описании бизнес-процесса и разработке целостной системы иерархически связанных процессных блоков, чтобы комплексно описать всю деятельность предприятия.

Что границы бизнес-процесса и зачем они нужны

Границы бизнес-процесса отделяют его содержимое (функции, события, участники, данные и прочие объекты) от внешней среды. Например, входы бизнес-процесса поступают в него извне и находятся за его границами. Аналогично, выходы, которые являются результатом его выполнения, идут во внешнюю среду, выходя за границы самого бизнес-процесса.

Определяя границы бизнес-процесса как рамки, отделяющие его от других процессов, аналитик структурирует деятельность, представляя ее в виде связанных друг с другом блоков. Лучше всего эту идею демонстрирует структурный подход нотации IDEF0, рассматривая каждый бизнес-процесс как черный ящик, за границами которого находятся идущие к нему входы, механизмы, сигналы управления и исходящие выходы. В процессно-событийных нотациях, таких как UML activity, BPMN и EPC, содержимое бизнес-процесса находится между начальным событием, которое запускает его подобно триггеру, и конечным событием, выступающим в роли финишной точки.

Таким образом, независимо от нотации моделирования, определение границ очень важно, т.к. позволяет ограничить контекст описываемой деятельности. Также это позволяет избежать так называемого creep – распознания с попытками «объять необъятное» в одной схеме. К примеру, изменение данных в личном кабинете пользователя находится за границами процесса «Регистрация пользователя», несмотря на то, что в обоих процессах могут повторяться отдельные бизнес-функции, а также возможно участие одних и тех же субъектов, объектов и данных.

 

Как определить границы процесса: 3 подсказки бизнес-аналитику

Разобравшись с тем, что такое границы бизнес-процесса и зачем они нужны, рассмотрим, как их определить. Проще и быстрее всего оттолкнуться от следующих характеристик, которые есть у каждого бизнес-процесса:

  • Владелец – согласно RACI-шаблону составления матрицы ответственности, у каждого процесса может быть только 1 владелец (Accountable), который обладает ресурсами для выполнения этой деятельности или может их выделить, аналогично спонсору проекта. Подробнее, что такое RACI-матрица и как она выглядит, смотрите здесь. Чаще всего именно владелец процесса больше всех заинтересован в результатах его выполнения. Если при описании бизнес-процесса вы понимаете, что меняется владелец, т.е. из области ответственности одного человека или подразделения процесс переходит к другому, то именно эта точка и будет границей процесса. Можно сказать, что определяя владельца бизнес-процесса, аналитик задает вопрос: Кто отвечает за эту деятельность?”.
  • Выход – хотя в результате одного бизнес-процесса может создаваться несколько результатов, они будут одного характера и масштаба, даже если дальше направляются в разные процессы. Например, отчет о тестировании и список обнаруженных ошибок в JIRA (или другом баг-трекере) создаются в рамках единого бизнес-процесса проверки качества разработанного ПО. Определяя выход процесса, аналитик задает вопрос Что получается в результате этой деятельности?”.
  • Цель – каждый бизнес-процесс направлен на реализацию, в основном, одной цели, например, модульное тестирование ПО нужно для нахождения ошибок в отдельном модуле и проверки его соответствия заявленным требованиям А определение того, насколько это удовлетворяет нужды бизнеса или оценка Эффективности команды разработчиков выполняются в рамках других бизнес-процессов, хотя и используют данные, полученные при юнит-тестировании. Определяя цель, бизнес-аналитик задет вопрос “Зачем нужна эта деятельность?“.

Таким образом, ответы на вопросы “Кто?”, “Что?” и “Зачем?” помогут оценить бизнес-процесс с точки зрения принципа единства ответственности и цели, а также консистентности результатов, чтобы определить границы анализируемой деятельности и избежать частой ошибки начинающих аналитиков с отсутствием четких рамок.

Больше подробностей по процессному подходу к управлению и моделированию бизнес-процессов с помощью формальных нотаций вы узнаете вы узнаете на специализированных курсах Школы прикладного бизнес-анализа в нашем лицензированном учебном центре обучения и повышения квалификации системных и бизнес-аналитиков в Москве:

 

 

 

Комментировать